четверг, 29 ноября 2012 г.

Визуальные организаторы как необходимое средство при применении технологии критического мышления на уроках информатики и ИКТ


«Если хочешь оставаться на месте, надо бежать очень быстро. … А если хочешь оказаться в другом месте, надо бежать в два раза быстрее»
Льюис Кэррол
Введение.
С самого детства учитель помогает каждому развиваться, определиться в выборе жизненного пути. Независимо от времени и обстоятельств, учителю необходимы такие качества, как порядочность, доброта, терпимость, любовь к людям, интеллигентность и образованность. Потому что учить можно, в первую очередь, личным примером.
По новым ФГОС выпускник начальной школы (!) должен иметь уровень ИКТ-компетентности, позволяющий:
·     рисовать изображения на графическом планшете
·     сканировать рисунки и тексты
·     пользоваться программой распознавания текстов
·     выбирать безопасные и эргономичные способы работы с ИКТ
·     подбирать оптимальный результат видеозаписи
·     составлять список использованных информационных источников с использованием ссылок
·     создавать музыкальные произведения с использованием компьютера
Не секрет, что у учеников визуальное внимание - зачастую, это единственно развитый вид внимания. Восприятие на слух вообще "глухое",  редко 50 процентов от визуального. Катастрофа.... не слышат себя, не слышат собеседника, не воспринимают информацию на слух. Это ограничивает возможности восприятия и обработки информации, умения ориентироваться в информационном пространстве. Роль учителя использовать и создавать такие обучающие материалы, которые обеспечат комплексное развитие.
Проблема: Необходимость таких обучающих материалов, которые обеспечат комплексное развитие ученика.
Цель: Среди всего многообразия инструментов WEB 2.0, найти самые лучшие для создания обучающих материалов, которые можно было бы использовать на уроках для развития критического мышления учеников.
Задачи:
1.    Рассмотреть инструменты визуализации с точки зрения их применения на различных стадиях (вызов, осмысление, рефлексия) современного урока.
2.    При выборе инструментов WEB 2.0 основываться на уже известные методологические приёмы развития критического мышления.


Основная часть.
Визуальные организаторы — это графическое представление различных мыслительных процессов. Они наиболее удачно используются при активном чтении текста, и в процессе изучения нового материала и его закрепления, позволяют ученикам прорабатывать содержание, актуализировать известное, вплетать опыт и знания в новую информацию, исправлять ошибки.
Визуальные организаторы побуждают осмысливать и объяснять:
·           как Я размышляю 
·           что Я вижу и делаю
·           сравнить МОЁ наблюдение, размышление с наблюдениями, размышлениями других.
Учитель может применять визуальные организаторы при оценивании, оставляя незаполненные части или давая разрозненную информацию, чтобы учащиеся организовали ее в графической форме.
В современном образовании все большую популярность приобретает технология развития критического мышления. И по-моему мнению, именно здесь визуальные организаторы нашли своё полноценное применение. В основе данной технологии лежит трехфазовая структура урока.

Стадия вызова:


:Шаблон: Сортировка по группам
2. Учебный фильм, стиль Stop Motion (http:\\SlideShare.com)

3. Сервис для создания комиксов (http://toondoo.com)


lenka71


4. Кластеры (схемы с некоторыми незаполненными блоками)

 


Стадия осмысления:
1. Карты ума (http://www.mindmeister.com/ru)

2. Классные Инструменты (http://www.classtools.net)
3. Пазлы для составления "Надёжный пароль" 
(автор О.Посысаев) 

4. Лента времени (http://www.timerime.com/)

5. Таблица-google. Приём Инсерт


6. Использование таблицы-google или Excel (источник)

Стадия рефлексии: 
1. Использование Google-презентаций (совместный доступ для редактирования)
2. Использование Google-формы
3. Просмотр результатов тестирования и настройка автоматической проверки

Заключение

Учащимся нравится работать с хорошо выполненными графическими организаторами или строить свои. В руках опытного учителя визуальные организаторы помогают ученикам учиться и понимать сложный материал.
Доказано, что визуальные организаторы:
·                    активизируют понимание учащихся,
·                    способствуют мышлению более высокого порядка;
·                    особенно актуальны для неуспевающих учеников, которые еще не выработали методы эффективного обучения и стратегию мышления.
Методы визуализации организуют и направляют мыслительный процесс, позволяя проникнуть и понять тему, проблему ученикам с разным уровнем знаний и способностей. Позволяют всем ученикам оценивать и корректировать процесс своей учебной деятельности. Помогают ориентироваться в ситуации и обдумывать со всех сторон возможные ответы на сложные вопросы. Хочется поделиться ссылкой на «Сводную таблицу интернет-сервисов – ИКТ-инструментов педагогической и учебной деятельности», в которой описаны замечательные инструменты для визуализации и даны инструкции по работе с ними.
Считаю, что применение на уроках современных технологий, использование визуальных организаторов, помогает ученикам лучше усваивать материал, поддерживает постоянный интерес к уроку, настраивает на обучение с интересом.
В свою очередь это сказывается на успеваемости  учеников и результатах экзаменов.
Результаты сдачи ЕГЭ по информатике и количество сдающих выпускников
Результаты сдачи ГИА по информатике и количество сдающих выпускников
Участие учеников в конкурсах и олимпиадах различного уровня:


Ссылки на источники информации:
1.     Примеры методических приемов технологии развития критического мышления

Комментариев нет:

Отправить комментарий